ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ЛАГЕРЕЙ |
Суркис Наталья Викторовна
Наталья Викторовна Суркис - заместитель директора ЧУ ФОК «Гагаринский» г. Первоуральск.
За 24 – летний трудовой стаж приобретено немало полезных компетенций и жизненно необходимых навыков. Заместитель директора школы, заместитель директора санатория – профилактория «Дюжонок», заместитель директора «Гагаринского». Есть бесценный опыт в роли автора сценариев, ведущей, организатора областных конкурсов «Самая лучшая семья», «Самый лучший папа», «Такие разные мамы», регионального форума «Уральская семья». Входила в число организаторов областного фестиваля творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем» и областного конкурса для семейных пар, проводимого ВОИ. Трижды победитель конкурса грантов. Награждена многочисленными грамотами и дипломами различного уровня. Профессиональный конек – творческие проекты: от задумки до воплощения. Тема самообразования: максимальная личная эффективность и управление проектами. Мое жизненное кредо: счастье - категория осязаемая, видимая, достижимая.
Сколько времени Вы занимаетесь организацией отдыха детей и их оздоровления? Работе с детьми я посвятила 18 лет (самой не верится, что уже 18). Ровно половину в школе, обучая детей экономике и русскому языку, а потом в должности заместителя директора по воспитательной работе. Вторую половину посвятила собственно организации отдыха и оздоровления детей.
Поделитесь, пожалуйста, почему Вы выбрали именно эту профессию? За это могу сказать «спасибо» моему школьному учителю, классному руководителю Виноградову А.И. Это такой педагог, про которого говорят «горит на работе». Отдавая всего себя своему предмету, работе с детьми, он, безусловно, зажигал и нас – учеников. Невозможно было не влюбиться в педагогику. Все новомодные педагогические идеи сегодняшнего дня мы ощутили на себе еще тогда: и индивидуализацию, и создание ситуации успеха. Мне и сейчас очень помогают его уроки: не жалеть себя. Работать так, будто именно от моей работы зависит успех целого предприятия.
Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? Секреты ведь на то и секреты, чтобы некоторые из них держать при себе. Но есть те, которыми я охотно поделюсь. Чтобы эффективно заниматься творчеством на протяжении многих лет, необходима тренировка. Такие вопросы как: нестандартное использование стандартных предметов, посещение выставок, рукоделие – давно стали моими тренажерами. И еще, чтобы создавать проекты для детей, необходимо не отставать от них, знать, что им интересно, как они думают. Детская аудитория – мои многолетние коллеги и собеседники.
Что приносит Вам максимальное удовлетворение от работы? Общение с детьми, с коллегами, новые встречи. Люблю начинать новые проекты: большие и маленькие. Когда в голове рождается новая идея – это ни с чем ни сравнимое чувство. Творческая бессонница, озарение, момент, когда идея структурируется, все элементы проекта ложатся на свои места или на «свои полочки». Люблю работать над воплощением проекта. С уважением отношусь к конструктивной критике от людей, которые разбираются в предмете, от детей, для которых я создаю творческие продукты. Очень люблю подводить итоги. Любой итог мотив к действию: все получилось, можно собой гордиться, что-то пошло не так – анализирую, вношу коррективы. Кстати, к себе тоже отношусь как к проекту. В отношении себя тоже есть и всегда были цели и планы. Я отношусь к числу тех счастливых людей, которым работа приносит удовлетворение. Даже все мои хобби на работе актуальны, приносят пользу общему делу.
Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? А вот кстати и на хобби можно остановиться подробнее. В свободное от творчества на работе время я занимаюсь творчеством дома. Вышиваю, рисую, шью, мастерю дизайнерские вещицы, пишу стихи, много читаю. Главное мое хобби – это сын. Все свободное от работы время стараюсь посвящать ему. Передаю ему все самое важное и ценное, что сама беру от жизни. Многим вещам учусь у него. Уже сейчас чувствую от него колоссальную отдачу, и это настоящее чудо.
Если бы Вы писали книгу о своей жизни, какое название она бы носила? «Жизнь – как причина для счастья. Практическое руководство».
Ваш жизненный девиз: Цени настоящее. Стремись к большему. Верь в лучшее. Живи ярко.
Кем Вы мечтали стать, когда были ребенком? Космонавтом, конечно! Потом разведчиком. Потом артисткой! Детству вообще свойственны большие мечты, без ограничений и рамок. Эту способность мечтать о великом мы со временем теряем. И я считаю большой удачей, что я работаю с детьми. Это значит, что я всегда в тонусе, заряжаюсь от них молодой энергией, смелостью.
Проводили ли каникулы в летних оздоровительных лагерях, когда были ребенком. Если да, то в каких? Какими были впечатления от лагеря? Что особенно запомнилось? О! да! По нескольку смен в лето! Лагеря моего детства «Лесная сказка» и лагерь имени Зои Космодемьянской г. Верхняя Салда. Очень много помню из того времени. Я была активной, мне было все интересно. Командир отряда, член совета дружины, представитель санпоста лагеря, я даже горнистом была, оформляла боевые листки, уголки отряда. Помню линейки, посвященные открытию и закрытию смен, поездки в соседние лагеря, костры, однодневные походы в лес. Запомнилось шоколадное масло на завтрак. Про меня можно было сказать «лагерный ребенок». Удовольствие от отдыха в лагере получала массу. И это при том, что раньше не было таких комфортных условий проживания, наверное не было еще чего – то, что есть в сегодняшних САНПиНах. Но заряд бодрости и здоровья на все лето получала – это точно! Сейчас все эти детские впечатления для меня ориентир: хочу, чтобы и современные, уже совсем другие дети, получали от отдыха максимум пользы.
Без чего нельзя представить отдых детей? Какова роль отдыха в лагере в жизни ребенка? Не думаю, что современные дети очень уж сильно отличаются от пионеров времен 90-х. Безусловно, разница существует. Но каждому ребенку на отдыхе важно, чтобы его не обижали, чтобы его заметили, дали показать все свои самые сильные стороны, взрослые корректно работали с их недостатками. Важно учитывать сегодняшние реалии и в содержание отдыха включать то, что сегодня в тренде, что интересно детям и их родителям. Отдых сегодня – это полноразмерный тренинг с круглосуточным погружением в творчество, общение, оздоровление. И школа, и лагерь должны быть площадкой для узнавания себя, для саморазвития, для получения и применения новых знаний, для формирования полезных навыков.
Что Вам больше всего нравится в лагерной жизни? Лагерь – это погружение не только для детей, но и для взрослых. Я очень ценю то время, когда у меня есть возможность окунуться в детство « с головой». Я работаю с уникальным материалом. 500 разных детей, каждый – Вселенная интересов, знаний, умений. 50 разных педагогов, каждый – Галактика других интересов, опыта и предрассудков. И во всей этой Солнечной системе огромный простор для применения и моих знаний и навыков. Каникулы – это всегда полет в Космос. Все вокруг интересно, не знаешь, с какими звездами суждено встретиться. Каждый раз программу каникул хочется доводить до совершенства. Но каждый раз приходит понимание, что предела совершенству нет. И можно творить, творить, творить…
Какие традиции, на Ваш взгляд, должны быть в каждом лагере? Традиция уважительного отношения к имуществу, территории лагеря, труду сотрудников. Сейчас дети очень хорошо понимают, что у всего есть своя цена. Они удивительно точно оценивают в рублях и долларах мебель, питание, работу педагогов. Сегодня ремонтировать, строить заново, содержать любой лагерь невероятно сложно. Это должны понимать и дети и их родители. Мы не только требовательны к детям, в отношении сохранения порядка и имущества в целом, мы подаем это отдыхающим как традицию, как издавна заведенный порядок вещей. Это позволяет нам оставаться одной из лучших площадок в области, востребованной для разных категорий отдыхающих в любое время года.
Каким Вы бы хотели видеть «лагерь завтрашнего дня»? На этот вопрос лучше, чем дети, не ответит никто. Мы сами часто задаем детям этот вопрос. В рамках наших смен есть масса футуристических мероприятий. Дети строят макеты и презентуют нам свои мечты, выполненные в бумаге, в металле, в карандаше. С их точки зрения, в лагере все должно быть по-настоящему: если транспортное средство, то не из куска обоев, а настоящее, такое, чтоб на нем можно было покататься и собрать-разобрать! Если наблюдать за звездами, то не на словах, а в настоящей обсерватории. Роботы, летательные аппараты, стигвеи и скутеры, мотоциклы: все это непременные спутники лагеря завтрашнего дня. И программы соответственно должны быть интересными, практикоориентированными. Лагерь «завтрашнего дня» это наука. К разработке программ тематических и уж тем более профильных смен необходимо подключать ученых. Педагогов, специалистов в той области, чью тему реализует лагерь. Столько открытий на сегодня в медицине, возрастной психологии, педагогике, технике и науке: все это должно быть неотъемлемой содержательной частью каникулярного отдыха уже сегодня, и уж тем более завтра.
Какие особенности можно выделить у Вашего лагеря?
· Три из четырех смен у нас профильные; стремимся к тому, чтобы профильных проектов было как можно больше;
· Очень прочное и плотное социальное партнерство. Часто в отчетах о работе лагеря перечисляют социальных партнеров, подразумевая одноразовый выезд сотрудника ГИБДД или местной поликилиники к детям. Наши социальные партнеры являются активными участниками разработки программ отдыха, с первых до последних дней смены мы работаем вместе, вместе анализируем, вносим коррективы, планируем предстоящий сезон.
· Мощная и системная работа с педагогами, которые обслуживают детский отдых. Мы привлекаем к этой работе и научные кадры, и социальных партнеров. Есть много новых идей по активизации этой работы.
· Мы настроены на лидерство в своей области, на активное использование инноваций. Мы создаем новые идеи и максимально быстро их выводим на рынок. Держим руку на пульсе и оперативно реагируем на то, как ведет себя наш потребитель. Умеем быстро перестраиваться.
Любому руководителю периодически приходится сталкиваться с проблемами. Как, с вашей точки зрения, нужно относиться к проблемам? Конструктивно. Рассматривать любую проблему как возможность для приобретения нового опыта. Решение любого вопроса требует дополнительных знаний, дополнительных личностных характеристик, дополнительных навыков. Проблема всегда подталкивает к самообразованию и повышению личной эффективности. Проблема – это рабочий функционал любого руководителя, его рабочий инструмент. Любой руководитель это понимает.
С учетом Вашего опыта, какой совет можете дать начинающим организаторам отдыха детей и их оздоровления? Приготовьтесь к полету в Космос! Живите в этом! Не бойтесь погрузиться в каникулы целиком и полностью! Будет непросто! Но интересно всегда только там, где непросто!
Начиная организовывать детский отдых, ориентируйтесь только на все новое и современное. Ваш прошлый опыт или опыт ваших знакомых пусть станет надежным подспорьем в деле, но не основой! Читайте современную специальную литературу, сходите в школу и дворовый клуб, где учатся ваши клиенты! Привлекайте к разработке программ как можно больше специалистов в разных областях. Перенимайте опыт, делитесь своим! И заново научитесь у детей мыслить широко!
Поделитесь Вашими планами на будущее: Я и себя рассматриваю, как творческий проект. Есть желание совершенствоваться в профессии. В этом году я поступила в магистратуру РГППУ, буду подтягивать знания по экономике. Есть мысли получить еще парочку необходимых для жизни и работы компетенций и подтвердить это сертификатами и дипломами. Неизменно буду продолжать работу по личностному росту и повышению личной эффективности. Я ежегодно последние 3 года посещаю тренинги интересных коучей. Они много дают, если от них многого ожидать и уметь получать от них максимум. Запланировала интересные отпускные поездки и мероприятия выходного дня.