ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ЛАГЕРЕЙ |
Карсканов Сергей Геннадьевич
Сергей Геннадьевич Карсканов – начальник отдела организации оздоровительной кампании и межведомственного взаимодействия в социально-воспитательной сфере Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Карсканов Сергей Геннадьевич, 1962 года рождения, почетный работник общего образования. Родился в г. Ирбите Свердловской области, закончил среднюю школу № 12 г. Ирбита, спортивную школу – отделение легкой атлетики, с 1980 по 1985 году обучался в СГПИ, географо-биологический факультет, комиссар студенческого отряда «Пилигрим» и сводного отряда пединститута «Экспресс». Участник и руководитель категорийных походов, туристических слетов, фестивалей самодеятельной песни. Женат, имею двоих сыновей. Отслужил в разведбате, работал учителем географии, руководителем туристического кружка, ведущим шоу-программ, почетный Дед Мороз города Ирбита, победитель конкурса «Учитель Года». Затем директор школы, начальник управления образованием г.Ирбита, а с 2011 года работа в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Самыми примечательными фактами в своей биографии считаю встречи с потрясающе интересными людьми, но это особый и отдельный разговор, а если коротко, то мне везет на хороших людей.Сколько времени Вы занимаетесь вопросами организации отдыха детей и их оздоровления: профессионально с момента создания отдела при Министерстве в 2013 году, то есть 2 года. Но, а если рассматривать без указания на это в трудовой книжке, то насчитывается не один десяток лет. Судите сами, по приходу в школу учителем географии организовывал походы, экскурсии для детей, будучи директором школы – организация летних лагерей при школе и выездных лидерских смен, работая начальником управления образования – летние смены «Шаги к успеху», оздоровительная кампания один из вопросов, который входит в полномочия органа местного самоуправления.
Поделитесь, пожалуйста, почему Вы выбрали именно эту профессию: по профессии я учитель географии и здесь в выборе большую роль сыграл пример моего учителя Елены Трофимовны Крутиковой. География - это романтика, дальние выездные практики, походы, турслеты, песни у костра. Это знакомство с тем, что тебя окружает, но раньше ты этого не замечал. Это понимание закономерностей, по которым происходят изменения в природе, экономике, в политике. А сейчас скажите разве может быть что-то интереснее? Собственно, профессия учителя универсальна. Она дает возможность быть одновременно и артистом, и исследователем, здесь ты можешь проявить все свои способности петь, танцевать, декламировать, рисовать, музицировать, быть фотографом, режиссером, сценаристом, модельером, исследователем и т.д.
Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? Сначала надо доказать, что мастерство присутствует, я всегда очень критично отношусь к таким утверждениям. Но универсальным является - ответственность и работоспособность. И как поется в одной песне «самая главная в жизни профессия – быть человеком».
Что приносит Вам максимальное удовлетворение от работы: реализация намеченных планов, общение и признание коллег.
Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время: люблю быть на природе, раньше это были походы в горы, сейчас люблю ходить в лес за грибами. Слушать красивую музыку, бардовские песни.
Если бы Вы писали книгу о своей жизни, какое название она бы носила: наверно мне рано об этом задумываться, но нравится название, которое придумала корреспондент «Учительской газеты», когда писала статью обо мне, как начальнике Управления образованием г. Ирбита – «Образование в стиле «экшн».
Ваш жизненный девиз: Трудно сказать о девизе, скорее принцип «чтобы не было стыдно – надо делать все всегда на совесть». Жизнь настолько многообразна, что какого-то девиза на всю жизнь - наверное нет, на каждом этапе, свой. Одно время даже думал, ну как без девиза, должен быть девиз, пытался даже подобрать высказывания «великих», а вдруг «мой девиз не такой глобальный», «не такой правильный», да и вообще «не такой». Но понял, что мне так нравятся многие из этих выражений, что остановиться на чем-то одном не смогу и еще одно наблюдение поразило, а ведь я как-то обходился без него. На этом мои поиски и закончились, да и не всегда удается уложить в несколько фраз свои взгляды на жизнь. Но, в последнее время актуальны слова из песенки «простую эту истину запомни наизусть, стерплю я все и выстою, достигну и добьюсь».
Какими тремя характеристиками вы себя охарактеризуете: ответственный, креативный, понимающий
Кем Вы мечтали стать, когда были ребенком: кем я только не мечтал, в детском саду у нас была очень красивая женщина - музыкальный работник, все дети были влюблены в нее и хотели быть музыкальными работниками, затем хотел быть официантом, тренером, океанографом, а стал географом – учителем географии. Наверное, здесь и переплелось все. Ведь профессия официанта - это умение в первую очередь найти взаимопонимание, общий язык с людьми, помочь сделать их отдых приятным, а вторая мечта - это желание увидеть море и общение с природой. Вот сейчас и судите сбылась ли мечта? Общения хоть отбавляй, природы тоже хватает. Очень помог, в плане умения взаимодействовать с людьми, опыт комиссарства в студенческом отряде, учитывая, что это был отряд проводников («Пилигрим»), ведь в каждом рейсе, в каждом купе совершенно разные люди, взгляды, отношения, настроения, проблемы, судьбы и т.д.
Проводили ли каникулы в летних оздоровительных лагерях, когда были ребенком: да и иногда по 2 смены
Если да, то в каких: Это лагерь «Салют» г.Ирбита. Тогда он принадлежал автоприцепному заводу, а поскольку мой папа работал на нем, то и лето было предопределено. Был еще в 7 классе отдых во всесоюзном лагере «Артек».
Какие первые впечатления были от лагеря, что особенно запомнилось: Если честно, то воспоминания не очень. Больше это напоминало «камеру хранения» для детей и одна мысль, когда же это закончится. Имея такой опыт понимаешь значение и роль программы, реализуемой в лагере. Но и наверно там же я понял, что значит хороший вожатый. Был у нас вожатый Коля, который умудрялся «тормошить» нашу жизнь так, что ВСЕМ было интересно и не скучно. Но это было приятное исключение и один раз. И конечно имея такой опыт «лагерной» жизни перспектива поездки в «какой-то Артек» совершенно не вызывала энтузиазма. Чтобы избежать ее даже попытался симулировать болезнь, но был разоблачен и «сослан». Вот там стало понятно какой может быть настоящая «лагерная жизнь». Ни минуты покоя - встречи, песни, экскурсии… Хорошо, что вожатые напоминали о необходимости писать письма, иначе и не вспомнил бы о доме. До сих пор для меня это эталон настоящего лагеря ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Без чего нельзя представить отдых детей: без улыбки детей
Какова роль лагеря в жизни ребенка: на эту тему написана не одна диссертация, наверно не буду оригинальным если скажу, что в первую очередь это социализация ребенка, его развитие, умение выстраивать отношения со взрослыми, сверстниками, получение уникального опыта, эмоционального заряда.
Какие традиции, на Ваш взгляд, должны быть в каждом лагере: традиции вырастают из особенностей лагеря, местоположения, рельефа и растительности, того кто там отдыхает. Традиции - это то, что хочется повторить, их нельзя насадить искусственно, и если они у лагеря есть и принимаются детьми, то такой лагерь заслуживает уважение. Несомненно, их наличие говорит об уникальности лагеря. К ним можно отнести и встречу детей, музыку сопровождающую день, приветствия, песни, танцы, отрядные «свечки» и т.д. Ключевое слово - «должны быть». Кстати, сейчас мы изучаем данный аспект в лагерях Свердловской области.
Каким Вы бы хотели видеть «лагерь завтрашнего дня»: комфортным для детей и взрослых, развивающий, лагерь - помогающий детям делать открытия вокруг себя и открывать самого себя.
Вы часто посещаете мероприятия для организаторов отдыха и оздоровления. Какое событие Вам особенно запомнилось и почему: всегда радует, где дети активно заняты, где мероприятия носят не только развлекательный характер (хотя и это надо). Заметно сразу, когда лагерь живет единой жизнью, но к сожалению заметно сразу же и обратное. Из посещений лагерей остались хорошие впечатления от ФОК «Гагаринский», школы № 16 г. Екатеринбурга, всегда радует ЗОЛ «Волна», интересно устроена жизнь в «Лесной сказке» г. В. Салды. Последнее время очень радует «Таватуй». Среди мероприятий для организаторов отпечатался в памяти семинар в «Орленке». Причина в особом настрое нашей делегации, это желание все увидеть, понять, познакомиться, везде поучаствовать, найти единомышленников. Что импонирует, так именно настрой команды на взаимодействие, а не желание «порисоваться». Конечно запомнился наш Форум, но здесь оценку должны дать те, кто в нем принял участие.
На Ваш взгляд, какие особенности есть у детской оздоровительной кампании Свердловской области: нацеленность на позитив
Как Вы строите взаимоотношения с организаторами отдыха и оздоровления детей, с директорами лагерей: думаю, об этом лучше спросить у самих организаторов. Хотя всегда пытаюсь оказать поддержку, особенно если вижу, что человек старается. Мне нравится зажигать новые «звезды» ведь от этого становится светлее. Я очень ценю труд наших директоров, это фанаты своего дела. И поддержка министерства здесь очень важна, к сожалению, на уровне муниципальных образований эти люди часто остаются наедине со своими проблемами. А для них тоже нужна площадка для профессионального общения, их труд (очень напряженный и ответственный) тоже должен быть оценен и отмечен. Многие считают, что важно то, что происходит в школе, ну еще в домах творчества, а лагерь - это так, по остаточному принципу. И невдомек многим, что здесь ребенок проживает жизнь в очень сжатые сроки с максимальной возможностью и проявить себя, и реализовать то чему обучился, но а эффективный опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми, пожалуй больше нигде не получить в столь короткие сроки. Знаете, это как в поезде с попутчиками за одни сутки становишься гораздо ближе, чем с теми, кто тебя окружает постоянно и раскрываешься быстрее и находишь понимание. И далеко не каждый педагог способен создать такие условия, поэтому наши руководители лагерей, организаторы детского отдыха - это наше достояние, наши драгоценности, которые надо беречь, поддерживать. И наш апрельский Форум 2015 года - «Россыпи Уральских каникул» это было о них и для них.
Какие качества на Ваш взгляд необходимы директору лагеря: Энтузиазм, преданность делу, фанатизм в хорошем понимании этого слова, умение быть на одной «волне» с ребенком. Умение видеть людей и ценить их.Человеческие ресурсы лежат глубоко, и «добывать» их, возрождать, активизировать — трудно, это настоящее искусство руководителя. Ведь задача любого руководителя не просто в том, чтобы собрать хороших профессионалов – это еще не решает всех проблем. Необходимо наладить конструктивное взаимодействие между ними в условиях, которые совсем не всегда к этому располагают. От руководителя требуется, чтобы безумно загруженные педагоги не сидели «каждый в своем окопе». Профессионалы, которых нам так бы хотелось иметь в своих организациях, могут успешно развиваться и реализовываться в соответствующей среде. Это не просто хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми, – это климат, обеспечивающий эффективность деятельности. И здесь есть некоторое вполне, впрочем, понятное противоречие между взаимоотношениями людей и результатом, который мы все должны получить. За создание этой среды отвечает руководство. Собственно, только оно может эту среду создать, и это самая трудная часть его работы. Успех в этом вопросе показывает класс управленца.
Любому руководителю периодически приходится сталкиваться с проблемами. Как, с вашей точки зрения, нужно относиться к проблемам? Как к новым возможностям, а вообще-то хотелось бы, чтобы проблем было поменьше. Иначе каждый раз как на передовой, все силы уходят на внезапно возникшие трудности и на действительно важные моменты сил почти не остается.
С учетом Вашего опыта, какой совет можете дать начинающим организаторам отдыха детей и их оздоровления: советы давать легко, тяжело их реализовывать. Не потерять задор и оптимизм, оставаться немного ребенком, чтобы удивлять и радоваться вместе с детьми, не сдаваться при появлении трудностей, ведь если их не преодолеете вы, то кто тогда сделает жизнь наших детей ярче?