Программы организации отдыха детей и их оздоровления 2020
АННОТАЦИЯ к программе «АктивациЯ», реализуемой в период летней оздоровительной кампании 2020 года в БМАУ «ДЗОЛ «Зарница»
Наименование: Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АктивациЯ»
Автор-разработчик: Скляров Вадим Евгеньевич, заместитель директора по воспитательной работе.
Цель программы: «Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей и подростков через включение в вариативную творческую деятельность».
Участники программы: дети и подростки в возрасте от 6,5 до 17 лет.
Срок реализации: в течении смены (21 день)
Педагогическая идея программы: на основе многочисленных исследований установлено, что порядка 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - коэффициент умственных способностей.
В основу реализации Программы легли два основных подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Система работы по Программе, безусловно, включает в себя концепцию «социальных проб» (М.И. Рожков) и помогает обогатить социальный опыт детей и подростков, выровнять стартовые возможности развития личности, обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха», содействовать самореализации участников программы.
Также в реализации Программы включена и «педагогика проживания» (Бедерханова В.П.). На первое место выходит образ жизни, совместное проживание детей и взрослых, общение друг с другом, природой, в ходе погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, включение в разнообразную деятельность.
Для наиболее последовательного достижения заявленной цели Программы, содержательно смену мы разделяем на четыре основных трека:
I трек – «Эмоциональная грамотность»
Содействие осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
II трек – «Эмоциональная саморегуляция»
Развитие навыков произвольного управления своим поведением, регулированием эмоционального состояния.
III трек – «Эмпатия»
Развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний других людей.
IV трек – «Социальные навыки»
Обучение способам поведения в отношениях с другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Данные треки могут быть реализованы в совокупности либо постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и временного детского коллектива в целом.
В рамках конкретизированной темы развития эмоционального интеллекта, мы внедряем основные средства реализации Программы:
• знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешного участия в Программе;
• блоки “разминок” и психологических упражнений, направленных на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и реагирование эмоциями, спонтанное поведение;
• установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;
• проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;
• использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.
Модель игрового взаимодействия:
В поиске примера для подражания - некого «совершенного человека», дети приходят к осознанию того, какими они хотят стать. Главный вопрос смены: кто (какой) он - «совершенный человек»?
На специализированную территорию нашего лагеря, приглашаются самые смелые, любознательные, талантливые и творческие специальные агенты, с целью активации самых необходимых для успеха качеств человека.
Агенты формируются в специальные отряды (отряды по возрастному принципу), в каждом из которых проходит активация определенного набора характеристик уникальных, совершенных людей.
Все процессы активации необходимых качеств, проходят через участие каждого агента и всех специальных отрядов через их участие в мастер-классах, игровых и конкурсных программ и других мероприятий, а также в специально разработанных Коллаборацией агентов, тренировочных мероприятиях.
После финального экзамена для всех спецагентов, Коллаборация запускает процесс активации и загрузки в прототип всех найденных характеристик для совершенствования человека.
Ключевые мероприятия смены по этапам:
Организационный период: Адаптация в условиях временного коллектива.
Игры и события орг.периода: «Торжественный приём директором», «Поиск ключей активации», «Взаимодействие». Огоньки знакомств. Старт активации – демонстрация имеющихся суперспособностей. Выбор состава Коллаборации агентов.
Основной период: Занятия по поиску характеристик, мастер-классы, встречи, соревнования. Интеллектуальные турниры, игра-квест «Территория активации». Фестиваль настольных игр. Конкурсные программы «Открыто!», «Герои среди нас». Игра по станциям «Рекорды агентов». Мастер-классы от представителей разных областей деятельности: спорт, творчество, технологии, психология. Спортивные и творческие встречи спецагентов. Торжественные приемы директором, посвященные календарным праздникам. Акции «РоссиЯ, горжусь!». Концерты «Мы вместе!». Дискуссионный клуб «Коллаборация агентов».
Отрядные игры, коллективные творческие дела, вечерние огоньки. Спортивные состязания, «Веселые старты»; прогулки, дискотеки.
Заключительный период: Подведение итогов смены. Итоговый экзамен спецагентов «Активация!»: представление полученных в ходе активации характеристик агента. Награждение по итогам смены.
Социальные партнёры:
Для расширения кругозора участников программы и реализации заявленных задач, разработчиками программы формируется база социальных партнёров:
№ |
Наименование партнёра |
Форма партнёрства |
1 |
Музыкальная группа «Тимертау» |
Выступление |
2 |
Дизайнер Екатерина Степанова |
Мастер-класс |
3 |
Ресурсно-тренировочный центр «Набат» |
Показательные выступления |
4 |
Филиал «Свердловский» ПАО «Т Плюс» |
Обучение, мастер-классы, профориентация |
5 |
Ресурсный центр добровольчества Свердловской области |
Беседа, мастер-класс |
6 |
Студия «АромАРТ» |
Арома-танцевальный мастер класс |
7 |
Студия живописи «Арт-МяТА» |
Мастер-класс |
8 |
Библиотека г. Березовского |
Беседы, викторины |
9 |
Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Мастер-классы |
10 |
Представители event-индустрии |
Режиссура мероприятий |
Предполагаемые результаты программы:
1) получены навыки командного взаимодействия (умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций), общения, коммуникации, а также выражения собственных эмоций;
2) расширены способы выражения собственных эмоций и эмоций окружающих;
3) повысился уровень способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний других людей;
4) наблюдается восстановление физических и эмоциональных сил участников программы, что способствует контролю над управлением своим поведением, регулированию эмоционального состояния, профилактике переутомления и снижения работоспособности;
5) повышена стрессоустойчивость во время интеллектуальных испытаний;
6) успешно реализованы потребности детей, в различных видах деятельности.
Путь к познанию мира начинается с познания самого себя. Чем лучше участник смены разберется в своих чувствах и мыслях, тем ярче и шире предстанет перед ним окружающий мир. Важен не сам факт появления совершенного человека, а факт личностного развития каждого, кто постарался активировать лично для себя, скрытие характеристики и возможности. Это и является стремлением к совершенству.
Основные мероприятия смены
День смены |
Название мероприятия, события. Форма. |
Краткое описание |
Ожидаемые результаты |
Организационный период. Цель: введение в игровую модель смены, знакомство с территорией, его традициями и правилами, адаптация в условиях временного коллектива. |
|||
1 |
Заезд. Анимационное приветствие. Организационный сбор отрядов. «Разведай. Выясни. Сообщи» - квест «Привет, «Зарница» (ВВК) - концерт Огонек знакомства |
Знакомство с вожатыми и воспитателями, основными правилами поведения. Повышение позитивного настроя на смену. |
Адаптация детей к новым условиям. Знакомство с отрядом и вожатско-воспитательским составом. Знакомство с территорией лагеря. Ребенок знает, что и где находится. Определены основные ожидания от смены. |
2 |
«Внедрение» - квест «Штаб-квартира. Обустройство.» (внутри отрядная работа) Огонек “Мое первое впечатление” |
Квест - эмоциональный портрет агентов и их наставников. Разработка отрядного уголка. Подготовка к торжественному приёму директором. Формирование подразделений спецотряда. Определение основных составов органов самоуправления. В ходе этого огонька ребята высказывают свои первые впечатления, эмоции, что им запомнилось за первые 2 дня, путем передачи талисмана огонька. |
Разработка и знакомство с эмоциональным словарем. Каждое помещение “штаб-квартиры” спецотряда оформлено в индивидуальной стилистике. Появились основные атрибуты спецотряда (название, отличительный знак, символ и т.д.) Распределились роли внутри каждого спецотряда. Сформированы органы самоуправления. Дети умеют высказывать свои мысли, делиться эмоциями и переживаниями, а также выслушивать других. |
3 |
Торжественный приём директора. (Линейка открытия смены) “Оперативка агентов” (концерт открытия) Операция “Закрытый клуб”. (Дискотека открытия) |
Знакомство с администрацией и коллективом лагеря. Погружение в тематику смены. Торжественный старт смены. Агентам, прибывшим на базу, предлагается протестировать новый нано-танцпол 2.0 для чего, необходимо создать максимальную рабочую нагрузку с различными танцевальными конкурсами. |
Дети знают, где какой сотрудник находится и к кому за каким вопросом обращаться. Эмоциональная и физическая разрядки. |
Основной период. Цель: раскрытие творческих и организационных способной участников смены, отрядные игры, коллективные творческие дела, вечерние огоньки, прогулки, дискотеки. |
|||
1 трек: «Эмоциональная грамотность». |
|||
4 |
Экскурсия с элементами мастер-классов - “Да начнутся исследования” Шоу “Секретные материалы” (разделение: старшая и младшая лига) Огонек “Три предмета” |
Знакомство с инновационными центрами (кружки, клубы и мастерские). Знакомство детей с педагогическим составом лагеря – открытие секретов каждого сотрудника. Ребятам даются три предмета, которые олицетворяют его прошлое, настоящее и будущее. Он может рассказать, как про что-то одно, так хоть про все три времени. Здесь они могут хорошо описать свои чувства. Игра – фото квест |
Дети смогут выбрать для себя то, что им действительно интересно Развитие логического мышления, формирование навыка дедукции. Демонстрация умений высказывать свои эмоции в трех временных измерениях. |
5 |
“Представление Штаб-квартир” “Миссия рассекречена” (театрализованное представление) Дискотека |
Смотр и защита отрядных уголков. Дети придумывают новый сюжет на всем известные мультфильмы, сказки, фильмы и т.п. с разными жанрами: комедия, драма, экшн и т.д. |
Каждый участник спецотряда понимает, какая информация и где располагается в отрядном уголке. Как он функционирует и наполняется. Умение работать в коллективе, развитие творческого потенциала, развитие эмоционального интеллекта и проявление фантазии. Наполнение эмоционального словаря. |
6 |
Квиз-игра “Мульт герои”(мл.группа) или ”Включайся, агент” (ст.группа) Открытие спортивного блока Огонек “Воздушный шар” |
Тематическая викторина игрового формата по всем известным мультфильмам. Каждая нацелена на свою возрастную категорию. Дети активно начинают принимать участие в спортивных состязаниях между отрядами по турнирной таблице: волейбол, баскетбол и другие. Перед детьми представлен воздушный шар (нарисованный, напечатанный, в виде поделки). Каждому ребёнку предлагается пофантазировать. Представить, что воздушный шар — это его мечта (либо цель, которой он хочет достичь - для старших детей). Чтобы шар взлетел, в нем нужно разогреть воздух и постоянно поддерживать огонь, чтобы он летел. Ребенку предлагается подумать, на что он готов для исполнения своей мечты (Его идеи и планы будут «огнём» для хорошего полёта шара). |
Каждый участник спецотряда проявляет свои интеллектуальные, лидерские способности. Развитие командного духа, поддержание физического здоровья детей с помощью проведения спортивных игр. Поддержание соревновательной активности у каждой команды по разным видам спорта. Освоены задатки целеполагания. Каждый ребёнок ориентирован на свою цель и понимает, что необходимо сделать для ее достижения. Дети умеют анализировать собственную деятельность, рассчитывать свои способности и возможности для достижения тех или иных задач. Анализируют, какие эмоции они испытывают в процессе мечтаний. |
2 трек: «Эмоциональная саморегуляция» |
|||
7 |
Ролевая игра «Головоломка» Шоу талантов «Суперсила агента» Дискотека |
Тематический день нацелен на раскрытие и представление своих талантов, умений и того, чем уникален каждый ребенок. Ролевая игра по мотивам всем известного мультфильма «Головоломка». Легенда заключается в том, что наши спец.отряды попадают в голову обычно человека, где встречаются с эмоциями данного персонажа. Между образами эмоций происходит спор: «кто из них самый главный в жизни человека»? Нашим ребятам предстоит справиться со всеми заданиями эмоций, распутать этот спор и решить в первую очередь для себя: а какая эмоция важнее всего? Данное мероприятие проходит в форме концерта. Здесь отряды представляют своих агентов, которые готовы показать свои необычные и интересные таланты. |
Более подробное знакомство с уникальными качествами каждого ребёнка. Раскрытие творческого потенциала, приобщение к поиску и развитию своего творческого начала. Создание атмосферы соревновательного духа, повышение уровня мотивации детей в проявлении своих индивидуальных качеств. |
8 |
Операция “CodeMusic” Музыкальный конкурс. Огонек “Ромашка” |
Каждый отряд путём жеребьёвки вытягивает определенные песни из популярных фильмов, мультфильмов, кино и других источников. Задача заключается в изменении текста на лагерную тематику (а именно про Зарницу). Итог: Сочинение и массовое исполнение песен про наш лагерь. Перед агентами представлена импровизированная «ромашка». Под каждым лепестком написан вопрос. Каждый по очереди вытягивает один и отвечает на него. |
Наполнение музыкального сборника лагеря “Зарница” новыми песнями. Возможно появление нового гимна лагеря. Для старших ребят: рассуждение на тему «Развитие современного искусства». Для младших: разговор о творчестве, и как разная культура творчества может повлиять на человека. |
9 |
Операция “Форт-боярд” (соревновательная игра с вожатыми) Дискотека “Цвет настроения Черно-белый” |
Игра соревновательного характера, которая предполагает в себе элементы ТВ-Шоу «Форд-боярд». Дети проходят этап за этапом, на каждом из которых соревнуются в разных испытаниях с вожатым, стоящим на этапе. В зависимости от этапа участие принимает либо вся команда, либо определенный человек, выбранный своей командой. Задача команды - обыграть вожатого на всех этапах. Стилистическая дискотека, на которой спец. отряды создают свои уникальные образы в черно-белой цветовой гамме. На дискотеке будут командные задания с воплощением необычных образов. |
Умение анализировать свои навыки и навыки товарищей по команде. Принимать командное решение, высказывать свои мысли. Каждый ребёнок умеет неординарно, в зависимости от ситуации, мыслить и находить выход из ситуации. Формирование навыков работы в команде, развитие прямо направленной творческой деятельности на итоговый результат. |
3 трек: «Эмпатия» |
|||
10 |
Тематический день “РОССиЯ, горжусь!” Огонек «Маленький подвиг" |
Весь день посвящен военно-патриотической теме в рамках года 75-летия Победы. Спортивные эстафеты, конкурс песни и строя, чистофета “курс молодого бойца”. В конце дня - концерт (лирический вечер памяти), посвященный 75-летия Победы. Детям предлагается рассказать о проявлениях героизма, с которым им довелось столкнуться в своей жизни. |
У каждого участника спецотряда повысится дух патриотизма и чувство гордости за свою Родину. Узнают, как быть “молодым бойцом”. Формирование представлений о героизме, мужестве, воспитание моральных и нравственных качеств. |
11 |
Миссия “Квартирник в Зарнице” Дискотека |
Караоке-баттл с элементами шоу “Студия союз”. Участники по командам участвуют в нескольких турах и зарабатывают баллы. |
Все участники спецотряда смогут выплеснуть все свои накопившиеся эмоции через музыку и приобретут еще больше положительных эмоций. |
12 |
Внутри отрядная работа Огонек “Пейзаж” |
Внутри отрядные мероприятия Перед ребятами нарисован пейзаж. Каждый элемент картины привязан к какой-либо эмоции: к примеру «Небо радости», «Дерево счастья». Каждый описывает свой пейзаж, рассказывая про свои эмоции из жизни. |
Развитие коммуникативных качеств, приобретение новых знаний о эмоциях путём подробного знакомства с каждой из них Развитие дифференциации эмоций и деление их на группы, и умение их выражать. |
4 трек: «Социальные навыки» |
|||
14 |
День самоуправления с тематическим балом “Миссия невыполнима” Торжественный бал Огонек-рефлексия “Наши успехи и неудачи” |
Сформированный орган самоуправления “Коллаборация агентов” из числа детей. Проведен инструктаж и даны все рекомендации. Заранее будет проходить активная подготовка к тематическому Дню. В сам тематический день команда “Коллаборация агентов” будет сталкиваться с шуточными заданиями, которые необходимо будет выполнять, а также и текущие дела под контролем действующего состава Дирекции смен и программ. Итоговое мероприятие “Торжественный бал - Миссия невыполнима”, для которого в течении сменах на кружках и клубах дети будут изучать все стили танцев. Детям предлагается рассказать о успехе или неудачи своей собственной или отряда в целом. Говорящему даётся мешочек с черными и белыми фишками, и он может взять и выложить в центр круга, перед собой, из него черную если рассказывает о неудаче, и белую если рассказывает о успехе. После подводиться итог по соотношению черных и белых фишек. |
Освоены навыки управленческой деятельности разного характера. Дети вникли во всю структуру лагеря изнутри. Обучены танцевальным стилям, знают этикет торжественных мероприятий, знают, что такое «дресс-код». Дети вместе с вожатыми подвели подитог своих достижений и неудач, и наметили дальнейший путь развития. |
15 |
Операция “Звезда под прикрытием” (Импровизационное шоу) Огонек “Мой страх” |
В формате концерта, проходит конкурс, где каждый спецотряд представляет номер-пародию на любой известный музыкальный видеоклип Дети рассказывают о своих страхах передавая коробочку как микрофон. Высказав свой страх, они "оставляют" его в коробке, а после свечки, эта коробка закрывается, символизируя что эти страхом больше никогда не затронут детей. |
Развитие и применение актерского мастерства, освоение новых эмоций при помощи особенностей пародируемых персонажей. Развитие у детей умения делиться своими переживаниями, снятие эмоционального напряжения и коллективная терапия борьбы с страхами. |
16 |
Спортивные состязания “Спец.подготовка к секретной миссии” Дискотека Тематическая “Огни Зарницы” |
Олимпийские игры. Участники спецотрядов соревнуются в различных видах спорта. Для прохода на дискотеку, дети должны соответствовать дресс коду. Все самое яркое и флуоресцентное. На входе, всем желающим раздают неоновые браслеты и рисуют на лицах/руках узоры флуоресцентным аквагримом. В зале включен неоновый фонарь. |
Повышение спортивного интереса, навыков. Эмоциональная и физическая разрядка. |
17 |
Конкурс Социальных роликов-постановок Огонек “100 вопросов вожатому” |
Каждому спецотряду за несколько дней выдается тема, по которой они должны подготовить номер/видеоролик (домашнее задание). Вожатый просматривает вопросы, убирает повторяющиеся. Уже на самой свечки дети по очереди вытягивают любой листочек из коробочки и зачитывают его, а вожатый отвечает. |
Развитие творческих навыков, проявление лидерских качеств, работа в команде. Более сплоченный коллектив, дети еще больше доверяют своему вожатому. |
Заключительный период. Цель: подведение итогов смены, демонстрация итогов реализации программы и достижений каждого участника смены, анкетирование. |
|||
18 |
Масштабная миссия “Победа любой ценой” (Ролевая игра) Дискотека |
Отряды погружаются в мир взрослых. Их ждут задания с получением важных документов, внутриигровой валюты и других не менее важных вещей для достижения главной цели: получение официальной лицензии для участия в Ярмарке (мероприятие на след. день). Этапы посещаются в свободном порядке, но для определенных станций необходимо приобрести предмет с другого этапа; на других - потратить внутриигровую валюту, которую можно заработать, выполняя задания от дирекции. При этом, некоторые этапы работают только в определенное время или работают только по электронной записи с другого этапа. |
Формирование навыков коммуникации, умение выходить из нестандартных ситуаций, развитие лидерских качеств. |
19 |
«Территория инноваций» Демонстрация инновационных разработок спецотрядов Ярмарка “Навстречу трендам!” Огонек “Черно-белая/цветная фотография” |
Демонстрация навыков и достижений в формате фестиваля “Территория инноваций” Для каждого отряда предоставлено большое полотно (фанера, либо просто стол). Стандартный набор канцелярии. Задача спец.отрядов - создать реальную территорию лагеря «Зарница» (Можно использовать все, что угодно). Ярмарка “Навстречу трендам!” Каждый спец. отряд представляет инновационную площадку (Музей Галилео, научные опыты, неоновый ЗАГС и тд.). Который сможет посетить любой желающий. Проходить будет не на конкурсной основе, а в формате фестиваля-презентации. Перед детьми лежит 2 шаблона фотографий: черно-белая символизирует самый грустный/печальный момент смены, цветная фотография символизирует самый радостный/запоминающийся момент смены. Каждый ребенок может выбрать одну любую фотографию и рассказать о своих моментах, а может выбрать обе фотографии и рассказать все, что посчитает нужным. В конце после всех высказавшихся вожатый завершает огонек рассказом о том, что в нашей жизни случаются и грустные и приятные случаи, и моменты. Без одного из этих компонентов жизнь не будет полноценной и важны все воспоминания, которые у нас есть. Главное уметь принимать их и направлять в нужное русло (учиться на ошибках, уметь делать выводы и т.д.) |
У детей развито креативное мышление, навыки многозадачности, мобильности. Также, развитие мелкой моторики, повышение уровня коммуникативных навыков. Дети пробуют себя в роли начинающих предпринимателей. Повышен уровень творческого креатива, при помощи работы одной большой командой, приобретен навык распределения должностных обязанностей, увеличен уровень коммуникации, в голове заложен наглядный пример устройства. Дети умеют анализировать свою деятельность. Рефлексировать после каждого события, происходящего в их жизни. С помощью рассказов других ребят каждый ребенок знает, умеет сопереживать другим, соотносить события других со своими. Все дети постепенно эмоционально настроены и подготовлены к предстоящему расставанию со сложившимся коллективом. |
20 |
Заключительная миссия “Зарница - перезагрузка” Заключительная Дискотека Заключительный огонек “Спасибо, Зарница! До свидания!” |
Концерт закрытия смены. Каждый спецотряд готовит завершающий номер, в котором презентует результат своей 20-ти дневной работы над главным заданием. 3 спасибо. Каждый ребенок выделяет 3 людей, которые больше всего повлияли на него и говорит им спасибо, при этом последнему человеку передает клубок ниток, предварительно намотав нитку на своей руке. Таким образом в конце все становятся связаны одной нитью, что говорит о том, что наши судьбы переплелись между собой и каждый как-то повлиял на каждого. |
Эмоциональный всплеск, дети научились различать свои эмоции и эмоции других, поняли какие эмоции главные в жизни и развитии человека. Понимание у детей, что каждое их действие или поступок влияет на жизнь другого человека, и что от каждого зависит жизнь другого человека. |
21 |
Отъезд |
Информирование родителей о результат ребёнка. Получение обратной связи от родителей и законных представителей. |
Получены исходящие анкеты мнений родителей и законных представителей. Родители проинформированы о дальнейших мероприятиях и событиях лагеря. |