г.Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 176а
1 июня 2020, 14:20

Программы организации отдыха детей и их оздоровления 2020

АННОТАЦИЯ к программе «АктивациЯ», реализуемой в период летней оздоровительной кампании 2020 года в БМАУ «ДЗОЛ «Зарница»

Наименование: Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АктивациЯ»

Автор-разработчик: Скляров Вадим Евгеньевич, заместитель директора по воспитательной работе.

Цель программы: «Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей и подростков через включение в вариативную творческую деятельность».

Участники программы: дети и подростки в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Срок реализации: в течении смены (21 день)

Педагогическая идея программы: на основе многочисленных исследований установлено, что порядка 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - коэффициент умственных способностей.

В основу реализации Программы легли два основных подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Система работы по Программе, безусловно, включает в себя концепцию «социальных проб» (М.И. Рожков) и помогает обогатить социальный опыт детей и подростков, выровнять стартовые возможности развития личности, обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха», содействовать самореализации участников программы.

Также в реализации Программы включена и «педагогика проживания» (Бедерханова В.П.). На первое место выходит образ жизни, совместное проживание детей и взрослых, общение друг с другом, природой, в ходе погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, включение в разнообразную деятельность.

Для наиболее последовательного достижения заявленной цели Программы, содержательно смену мы разделяем на четыре основных трека:

I трек – «Эмоциональная грамотность»

Содействие осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

II трек – «Эмоциональная саморегуляция»

Развитие навыков произвольного управления своим поведением, регулированием эмоционального состояния.

III трек – «Эмпатия»

Развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний других людей.

IV трек – «Социальные навыки»

Обучение способам поведения в отношениях с другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Данные треки могут быть реализованы в совокупности либо постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и временного детского коллектива в целом.

В рамках конкретизированной темы развития эмоционального интеллекта, мы внедряем основные средства реализации Программы:

  знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешного участия в Программе;

  блоки “разминок” и психологических упражнений, направленных на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и реагирование эмоциями, спонтанное поведение;

  установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;

  проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;

  использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.

Модель игрового взаимодействия:

В поиске примера для подражания - некого «совершенного человека», дети приходят к осознанию того, какими они хотят стать. Главный вопрос смены: кто (какой) он - «совершенный человек»?

На специализированную территорию нашего лагеря, приглашаются самые смелые, любознательные, талантливые и творческие специальные агенты, с целью активации самых необходимых для успеха качеств человека.

Агенты формируются в специальные отряды (отряды по возрастному принципу), в каждом из которых проходит активация определенного набора характеристик уникальных, совершенных людей. 

Все процессы активации необходимых качеств, проходят через участие каждого агента и всех специальных отрядов через их участие в мастер-классах, игровых  и конкурсных программ и других мероприятий, а также в специально разработанных Коллаборацией агентов, тренировочных мероприятиях.

После финального экзамена для всех спецагентов, Коллаборация запускает процесс активации и загрузки в прототип всех найденных характеристик для совершенствования человека.

Ключевые мероприятия смены по этапам:

Организационный период: Адаптация в условиях временного коллектива.

Игры и события орг.периода: «Торжественный приём директором», «Поиск ключей активации», «Взаимодействие». Огоньки знакомств. Старт активации – демонстрация имеющихся суперспособностей. Выбор состава Коллаборации агентов.

Основной период: Занятия по поиску характеристик, мастер-классы, встречи, соревнования. Интеллектуальные турниры, игра-квест «Территория активации». Фестиваль настольных игр. Конкурсные программы «Открыто!», «Герои среди нас». Игра по станциям «Рекорды агентов». Мастер-классы от представителей разных областей деятельности: спорт, творчество, технологии, психология. Спортивные и творческие встречи спецагентов. Торжественные приемы директором, посвященные календарным праздникам. Акции «РоссиЯ, горжусь!». Концерты «Мы вместе!». Дискуссионный клуб «Коллаборация агентов».

Отрядные игры, коллективные творческие дела, вечерние огоньки. Спортивные состязания, «Веселые старты»; прогулки, дискотеки.

Заключительный период: Подведение итогов смены. Итоговый экзамен спецагентов «Активация!»: представление полученных в ходе активации характеристик агента. Награждение по итогам смены.

Социальные партнёры:

Для расширения кругозора участников программы и реализации заявленных задач, разработчиками программы формируется база социальных партнёров:

Наименование партнёра

Форма партнёрства

1

Музыкальная группа «Тимертау»

Выступление

2

Дизайнер Екатерина Степанова

Мастер-класс

3

Ресурсно-тренировочный центр «Набат»

Показательные выступления

4

Филиал «Свердловский» ПАО «Т Плюс»

Обучение, мастер-классы, профориентация

5

Ресурсный центр добровольчества Свердловской области

Беседа, мастер-класс

6

Студия «АромАРТ»

Арома-танцевальный мастер класс

7

Студия живописи «Арт-МяТА»

Мастер-класс

8

Библиотека г. Березовского

Беседы, викторины

9

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Мастер-классы

10

Представители event-индустрии

Режиссура мероприятий

Предполагаемые результаты программы:

1) получены навыки командного взаимодействия (умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций), общения, коммуникации, а также выражения собственных эмоций;

2) расширены способы выражения собственных эмоций и эмоций окружающих;

3) повысился уровень способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний других людей;

4) наблюдается восстановление физических и эмоциональных сил участников программы, что способствует контролю над управлением своим поведением, регулированию эмоционального состояния, профилактике переутомления и снижения работоспособности;

5) повышена стрессоустойчивость во время интеллектуальных испытаний;

6) успешно реализованы потребности детей, в различных видах деятельности.

Путь к познанию мира начинается с познания самого себя. Чем лучше участник смены разберется в своих чувствах и мыслях, тем ярче и шире предстанет перед ним окружающий мир. Важен не сам факт появления совершенного человека, а факт личностного развития каждого, кто постарался активировать лично для себя, скрытие характеристики и возможности. Это и является стремлением к совершенству.

Основные мероприятия смены

День смены

Название мероприятия, события. Форма.

Краткое описание

Ожидаемые результаты

Организационный период.

Цель: введение в игровую модель смены, знакомство с территорией, его традициями и правилами, адаптация в условиях временного коллектива.

1

Заезд.

Анимационное приветствие.

Организационный сбор отрядов.

«Разведай. Выясни. Сообщи» - квест

«Привет, «Зарница» (ВВК) - концерт

Огонек знакомства

Знакомство с вожатыми и воспитателями, основными правилами поведения. Повышение позитивного настроя на смену.

Адаптация детей к новым условиям.

Знакомство с отрядом и вожатско-воспитательским составом.

Знакомство с территорией лагеря. Ребенок знает, что и где находится.

Определены основные ожидания от смены.

2

«Внедрение» - квест

«Штаб-квартира. Обустройство.» (внутри отрядная работа)

Огонек “Мое первое впечатление”

Квест - эмоциональный портрет агентов и их наставников.

Разработка отрядного уголка. Подготовка к торжественному приёму директором.

Формирование подразделений спецотряда.

Определение основных составов органов самоуправления.

В ходе этого огонька ребята высказывают свои первые впечатления, эмоции, что им запомнилось за первые 2 дня, путем передачи талисмана огонька.

Разработка и знакомство с эмоциональным словарем.

Каждое помещение “штаб-квартиры” спецотряда оформлено в индивидуальной стилистике.

Появились основные атрибуты спецотряда (название, отличительный знак, символ и т.д.)

Распределились роли внутри каждого спецотряда.

Сформированы органы самоуправления.

Дети умеют высказывать свои мысли, делиться эмоциями и переживаниями, а также выслушивать других.

3

Торжественный приём директора.

(Линейка открытия смены)

“Оперативка агентов” (концерт открытия)

Операция “Закрытый клуб”. (Дискотека открытия)

Знакомство с администрацией и коллективом лагеря.

Погружение в тематику смены. Торжественный старт смены.

Агентам, прибывшим на базу, предлагается протестировать новый нано-танцпол 2.0 для чего, необходимо создать максимальную рабочую нагрузку с различными танцевальными конкурсами.

Дети знают, где какой сотрудник находится и к кому за каким вопросом обращаться.

Эмоциональная и физическая разрядки.

Основной период.

Цель: раскрытие творческих и организационных способной участников смены, отрядные игры, коллективные творческие дела, вечерние огоньки, прогулки, дискотеки.

1 трек: «Эмоциональная грамотность».

4

Экскурсия с элементами мастер-классов - “Да начнутся исследования”

Шоу “Секретные материалы” (разделение: старшая и младшая лига)

Огонек “Три предмета”

Знакомство с инновационными центрами (кружки, клубы и мастерские).

Знакомство детей с педагогическим составом лагеря – открытие секретов каждого сотрудника.

Ребятам даются три предмета, которые олицетворяют его прошлое, настоящее и будущее. Он может рассказать, как про что-то одно, так хоть про все три времени. Здесь они могут хорошо описать свои чувства.

Игра – фото квест

Дети смогут выбрать для себя то, что им действительно интересно

Развитие логического мышления, формирование навыка дедукции.

Демонстрация умений высказывать свои эмоции в трех временных измерениях.

5

“Представление Штаб-квартир”

“Миссия рассекречена” (театрализованное представление)

Дискотека

Смотр и защита отрядных уголков.

Дети придумывают новый сюжет на всем известные мультфильмы, сказки, фильмы и т.п. с разными жанрами: комедия, драма, экшн и т.д.

Каждый участник спецотряда понимает, какая информация и где располагается в отрядном уголке. Как он функционирует и наполняется.

Умение работать в коллективе, развитие творческого потенциала, развитие эмоционального интеллекта и проявление фантазии.

Наполнение эмоционального словаря.

6

Квиз-игра “Мульт герои”(мл.группа) или ”Включайся, агент” (ст.группа)

Открытие спортивного блока

Огонек “Воздушный шар”

Тематическая викторина игрового формата по всем известным мультфильмам. Каждая нацелена на свою возрастную категорию.

Дети активно начинают принимать участие в спортивных состязаниях между отрядами по турнирной таблице: волейбол, баскетбол и другие.

Перед детьми представлен воздушный шар (нарисованный, напечатанный, в виде поделки). Каждому ребёнку предлагается пофантазировать. Представить, что воздушный шар — это его мечта (либо цель, которой он хочет достичь - для старших детей). Чтобы шар взлетел, в нем нужно разогреть воздух и постоянно поддерживать огонь, чтобы он летел. Ребенку предлагается подумать, на что он готов для исполнения своей мечты (Его идеи и планы будут «огнём» для хорошего полёта шара).

Каждый участник спецотряда проявляет свои интеллектуальные, лидерские способности.

Развитие командного духа, поддержание физического здоровья детей с помощью проведения спортивных игр. Поддержание соревновательной активности у каждой команды по разным видам спорта.

Освоены задатки целеполагания. Каждый ребёнок ориентирован на свою цель и понимает, что необходимо сделать для ее достижения. Дети умеют анализировать собственную деятельность, рассчитывать свои способности и возможности для достижения тех или иных задач.

Анализируют, какие эмоции они испытывают в процессе мечтаний.

2 трек: «Эмоциональная саморегуляция»

7

Ролевая игра «Головоломка»

Шоу талантов «Суперсила агента»

Дискотека

Тематический день нацелен на раскрытие и представление своих талантов, умений и того, чем уникален каждый ребенок.

Ролевая игра по мотивам всем известного мультфильма «Головоломка». Легенда заключается в том, что наши спец.отряды попадают в голову обычно человека, где встречаются с эмоциями данного персонажа. Между образами эмоций происходит спор: «кто из них самый главный в жизни человека»? Нашим ребятам предстоит справиться со всеми заданиями эмоций, распутать этот спор и решить в первую очередь для себя: а какая эмоция важнее всего?

Данное мероприятие проходит в форме концерта. Здесь отряды представляют своих агентов, которые готовы показать свои необычные и интересные таланты.

Более подробное знакомство с уникальными качествами каждого ребёнка.

Раскрытие творческого потенциала, приобщение к поиску и развитию своего творческого начала.

Создание атмосферы соревновательного духа, повышение уровня мотивации детей в проявлении своих индивидуальных качеств.

8

Операция “CodeMusic”

Музыкальный конкурс. 

Огонек “Ромашка”

Каждый отряд путём жеребьёвки вытягивает определенные песни из популярных фильмов, мультфильмов, кино и других источников. Задача заключается в изменении текста на лагерную тематику (а именно про Зарницу).  Итог: Сочинение и массовое исполнение песен про наш лагерь.

Перед агентами представлена импровизированная «ромашка». Под каждым лепестком написан вопрос. Каждый по очереди вытягивает один и отвечает на него.

Наполнение музыкального сборника лагеря “Зарница” новыми песнями. Возможно появление нового гимна лагеря.

Для старших ребят: рассуждение на тему «Развитие современного искусства». Для младших: разговор о творчестве, и как разная культура творчества может повлиять на человека.

9

Операция “Форт-боярд” (соревновательная игра с вожатыми)

Дискотека “Цвет настроения Черно-белый”

Игра соревновательного характера, которая предполагает в себе элементы ТВ-Шоу «Форд-боярд». Дети проходят этап за этапом, на каждом из которых соревнуются в разных испытаниях с вожатым, стоящим на этапе. В зависимости от этапа участие принимает либо вся команда, либо определенный человек, выбранный своей командой. Задача команды - обыграть вожатого на всех этапах.

Стилистическая дискотека, на которой спец. отряды создают свои уникальные образы в черно-белой цветовой гамме. На дискотеке будут командные задания с воплощением необычных образов.

Умение анализировать свои навыки и навыки товарищей по команде. Принимать командное решение, высказывать свои мысли.

Каждый ребёнок умеет неординарно, в зависимости от ситуации, мыслить и находить выход из ситуации.

Формирование навыков работы в команде, развитие прямо направленной творческой деятельности на итоговый результат.

3 трек: «Эмпатия»

10

Тематический день “РОССиЯ, горжусь!”

Огонек «Маленький подвиг"

Весь день посвящен военно-патриотической теме в рамках года 75-летия Победы. Спортивные эстафеты, конкурс песни и строя, чистофета “курс молодого бойца”. В конце дня - концерт (лирический вечер памяти), посвященный 75-летия Победы.

Детям предлагается рассказать о проявлениях героизма, с которым им довелось столкнуться в своей жизни.

У каждого участника спецотряда повысится дух патриотизма и чувство гордости за свою Родину. Узнают, как быть “молодым бойцом”. 

Формирование представлений о героизме, мужестве, воспитание моральных и нравственных качеств.

11

Миссия “Квартирник в Зарнице”

Дискотека

Караоке-баттл с элементами шоу “Студия союз”. Участники по командам участвуют в нескольких турах и зарабатывают баллы.

Все участники спецотряда смогут выплеснуть все свои накопившиеся эмоции через музыку и приобретут еще больше положительных эмоций.

12

Внутри отрядная работа

Огонек “Пейзаж”

Внутри отрядные мероприятия

Перед ребятами нарисован пейзаж. Каждый элемент картины привязан к какой-либо эмоции: к примеру «Небо радости», «Дерево счастья». Каждый описывает свой пейзаж, рассказывая про свои эмоции из жизни. 

Развитие коммуникативных качеств, приобретение новых знаний о эмоциях путём подробного знакомства с каждой из них

Развитие дифференциации эмоций и деление их на группы, и умение их выражать.

4 трек: «Социальные навыки»

14

День самоуправления с тематическим балом “Миссия невыполнима”

Торжественный бал

Огонек-рефлексия “Наши успехи и неудачи”

Сформированный орган самоуправления “Коллаборация агентов” из числа детей. Проведен инструктаж и даны все рекомендации. Заранее будет проходить активная подготовка к тематическому Дню. В сам тематический день команда “Коллаборация агентов” будет сталкиваться с шуточными заданиями, которые необходимо будет выполнять, а также и текущие дела под контролем действующего состава Дирекции смен и программ.

Итоговое мероприятие “Торжественный бал - Миссия невыполнима”, для которого в течении сменах на кружках и клубах дети будут изучать все стили танцев.

Детям предлагается рассказать о успехе или неудачи своей собственной или отряда в целом. Говорящему даётся мешочек с черными и белыми фишками, и он может взять и выложить в центр круга, перед собой, из него черную если рассказывает о неудаче, и белую если рассказывает о успехе. После подводиться итог по соотношению черных и белых фишек.

Освоены навыки управленческой деятельности разного характера.

Дети вникли во всю структуру лагеря изнутри.

Обучены танцевальным стилям, знают этикет торжественных мероприятий, знают, что такое «дресс-код».

Дети вместе с вожатыми подвели подитог своих достижений и неудач, и наметили дальнейший путь развития.

15

Операция “Звезда под прикрытием” (Импровизационное шоу)

Огонек “Мой страх”

В формате концерта, проходит конкурс, где каждый спецотряд представляет номер-пародию на любой известный музыкальный видеоклип

Дети рассказывают о своих страхах передавая коробочку как микрофон. Высказав свой страх, они "оставляют" его в коробке, а после свечки, эта коробка закрывается, символизируя что эти страхом больше никогда не затронут детей.

Развитие и применение актерского мастерства, освоение новых эмоций при помощи особенностей пародируемых персонажей.

Развитие у детей умения делиться своими переживаниями, снятие эмоционального напряжения и коллективная терапия борьбы с страхами.

16

Спортивные состязания “Спец.подготовка к секретной миссии”

Дискотека Тематическая “Огни Зарницы”

Олимпийские игры. Участники спецотрядов соревнуются в различных видах спорта.

Для прохода на дискотеку, дети должны соответствовать дресс коду. Все самое яркое и флуоресцентное. На входе, всем желающим раздают неоновые браслеты и рисуют на лицах/руках узоры флуоресцентным аквагримом. В зале включен неоновый фонарь.

Повышение спортивного интереса, навыков.

Эмоциональная и физическая разрядка.

17

Конкурс Социальных роликов-постановок

Огонек “100 вопросов вожатому”

Каждому спецотряду за несколько дней выдается тема, по которой они должны подготовить номер/видеоролик (домашнее задание).

Вожатый просматривает вопросы, убирает повторяющиеся. Уже на самой свечки дети по очереди вытягивают любой листочек из коробочки и зачитывают его, а вожатый отвечает.

Развитие творческих навыков, проявление лидерских качеств, работа в команде.

Более сплоченный коллектив, дети еще больше доверяют своему вожатому.

Заключительный период.

Цель: подведение итогов смены, демонстрация итогов реализации программы и достижений каждого участника смены, анкетирование.

18

Масштабная миссия “Победа любой ценой”

(Ролевая игра)

Дискотека

Отряды погружаются в мир взрослых. Их ждут задания с получением важных документов, внутриигровой валюты и других не менее важных вещей для достижения главной цели: получение официальной лицензии для участия в Ярмарке (мероприятие на след. день). Этапы посещаются в свободном порядке, но для определенных станций необходимо приобрести предмет с другого этапа; на других - потратить внутриигровую валюту, которую можно заработать, выполняя задания от дирекции. При этом, некоторые этапы работают только в определенное время или работают только по электронной записи с другого этапа.

Формирование навыков коммуникации, умение выходить из нестандартных ситуаций, развитие лидерских качеств.

19

«Территория инноваций»

Демонстрация инновационных разработок спецотрядов

Ярмарка “Навстречу трендам!”

Огонек “Черно-белая/цветная фотография”

Демонстрация навыков и достижений в формате фестиваля

“Территория инноваций”

Для каждого отряда предоставлено большое полотно (фанера, либо просто стол). Стандартный набор канцелярии. Задача спец.отрядов  - создать реальную территорию лагеря «Зарница» (Можно использовать все, что угодно).

Ярмарка “Навстречу трендам!”

Каждый спец. отряд представляет инновационную площадку (Музей Галилео, научные опыты, неоновый ЗАГС и тд.). Который сможет посетить любой желающий. Проходить будет не на конкурсной основе, а в формате фестиваля-презентации.

Перед детьми лежит 2 шаблона фотографий: черно-белая символизирует самый грустный/печальный момент смены, цветная фотография символизирует самый радостный/запоминающийся момент смены. Каждый ребенок может выбрать одну любую фотографию и рассказать о своих моментах, а может выбрать обе фотографии и рассказать все, что посчитает нужным. В конце после всех высказавшихся вожатый завершает огонек рассказом о том, что в нашей жизни случаются и грустные и приятные случаи, и моменты. Без одного из этих компонентов жизнь не будет полноценной и важны все воспоминания, которые у нас есть. Главное уметь принимать их и направлять в нужное русло (учиться на ошибках, уметь делать выводы и т.д.)

У детей развито креативное мышление, навыки многозадачности, мобильности. Также, развитие мелкой моторики, повышение уровня коммуникативных навыков.

Дети пробуют себя в роли начинающих предпринимателей. Повышен уровень творческого креатива, при помощи работы одной большой командой, приобретен навык распределения должностных обязанностей, увеличен уровень коммуникации, в голове заложен наглядный пример устройства.

Дети умеют анализировать свою деятельность. Рефлексировать после каждого события, происходящего в их жизни. С помощью рассказов других ребят каждый ребенок знает, умеет сопереживать другим, соотносить события других со своими.

Все дети постепенно эмоционально настроены и подготовлены к предстоящему расставанию со сложившимся коллективом.

20

Заключительная миссия “Зарница - перезагрузка”

Заключительная Дискотека

Заключительный огонек “Спасибо, Зарница! До свидания!”

Концерт закрытия смены. Каждый спецотряд готовит завершающий номер, в котором презентует результат своей 20-ти дневной работы над главным заданием.

3 спасибо. Каждый ребенок выделяет 3 людей, которые больше всего повлияли на него и говорит им спасибо, при этом последнему человеку передает клубок ниток, предварительно намотав нитку на своей руке. Таким образом в конце все становятся связаны одной нитью, что говорит о том, что наши судьбы переплелись между собой и каждый как-то повлиял на каждого.

Эмоциональный всплеск, дети научились различать свои эмоции и эмоции других, поняли какие эмоции главные в жизни и развитии человека.

Понимание у детей, что каждое их действие или поступок влияет на жизнь другого человека, и что от каждого зависит жизнь другого человека.

21

Отъезд

Информирование родителей о результат ребёнка. Получение обратной связи от родителей и законных представителей.

Получены исходящие анкеты мнений родителей и законных представителей.

Родители проинформированы о дальнейших мероприятиях и событиях лагеря.

Презентация дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «АктивациЯ»

Яндекс.Метрика